Алексей Алексеевич Солоницын родился 22 марта 1938 года в городе Богородске Нижегородской ( Горьковской) области. Проживает в городе Самаре. Вырос в семье журналиста – его отец Алексей Федорович, прошел путь от рабочего до корреспондента центральных газет «Известия» и «Социалистическое земледелие» («Сельская жизнь»).
С раннего возраста вместе со старшим братом Анатолием жили в атмосфере литературы, театра, кино.
Мать, Нина Кузьминична, была «киношницей», театралкой, что не могло не передаться Анатолию, старшему брату – он стал известным киноактером, воплотившем на экране образ преподобного Андрея Рублева в одноименном фильме выдающегося кинорежиссера Андрея Тарковского. А младший брат пошел по стопам отца, закончив факультет журналистики Уральского университета в 1960 году.
Первый рассказ писателя, опубликованный в это время, назывался «Сердце болит» - об одиноком старике, спасающем брошенного ребенка. Эта «морально-этическая тема», разрешенная в советской печати, становится главной и в очерках, и в рассказах журналиста, который скоро принимается в члены Союза писателей СССР.
В 25 лет становится заместителем редактора республиканской газеты «Советская молодежь» в г. Риге, выходит первая книжка его рассказов. Но так удачно начатая карьера внезапно прерывается – молодой журналист и писатель не может служить фальшивой идеологии, жить по «двойным стандартам» - возвращаясь домой после дружеского застолья, он срывает лозунг «Слава КПСС», укрепленный на заборе воинской части, около которой он жил на окраине города.
С работы его снимают, из членов партии исключают. Но это идет лишь во благо молодому писателю – он работает в типографии, разнорабочим на заводах. Спустя несколько лет его берут внештатным корреспондентом на телевидение уже в г. Калининграде, куда он уезжает в надежде стать моряком дальнего плавания. Надежды не оправдываются для «невыездного» Солоницына, но книги, хотя и с большим трудом, все же выходят – правда, через большие промежутки времени.
С 1988 года, уже в Самаре, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, он одним из первых в России создает православные телепередачи и документальные фильмы. А затем, в 1991 году - православную телепрограмму «ПУТЬ», которую готовит и ведет на одном из первых негосударственных телеканалов - Самарском кабельном телевидении.
В 1993 году по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия (Полеткина) ( ныне - митрополит Самарский и Сызранский) создается общественная организация «Самара православная». А.А. Солоницын избирается ее руководителем и работает на ниве Христовой со всеми данными ему Господом силами более десяти лет. Лишь тяжелая болезнь обрывает эту работу (инсульт). Но заботами друзей, читателей, его поднимают с постели, и у писателя снова появляется возможность работать. И он трудится с еще большей степенью отдачи во славу Божью.
По общему признанию, у писателя словно открывается «второе дыхание» - одна за другой выходят его книги, по его сценарием снимаются документальные фильмы. Он продолжает выпускать православную передачу «ПУТЬ» на радио, так как сам уже не может работать в телевизионном эфире.
Алексей Алексеевич Солоницын и своей общественной деятельностью, и тем, что после серьезной болезни превозмог физические недуги и продолжает активно работать, завоевал признание всех своих читателей, в том числе - земляков.
Именно в последние годы и написаны его лучшие произведения, которые и выдвигаются на соискание литературной премии св. равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Отличительной особенностью Алексея Солоницына как писателя являются его несомненное умение создать живые, запоминающиеся характеры персонажей, действующих, как правило, в сложных, так называемых «пограничных» ситуациях, когда предстоит сделать нравственный выбор.
Герои произведений писателя – люди, идущие путем Христовым, сделавшие этот выбор раз и навсегда. И когда наступает решающий в их жизни час, они, ни минуты не сомневаясь, отдают свою жизнь за Спасителя. Это и простые монахини Самарского Иверского монастыря (повесть «Врата небесные»), и молодой современный священник Андрей Востоков (роман «Свет, который в тебе»), и его ровесники священник и монахиня из романа «Ангеловы столпы», вышедшие на путь спасения детей, сбежавших от своих родителей, или брошенных ими; это и исторические герои православия, прославленные во святых - от благоверных князей Бориса и Глеба до великой княгини Елисаветы Феодоровны и Царственных Мучеников ( сборник повестей «Претерпевшие до конца» ).
И критики, и читатели единодушно отмечают искренность, сердечность тона повествований писателя при простоте изложения, глубине «подтекста», заключающего в себе православное понимание смысла жизни как стремления героев обрести Христа в сердце своем. Именно эта особенность создания современных положительных героев нашего времени и делает произведения писателя заслуживающими самого серьезного внимания. Вкладом в современную литературу следует, на наш взгляд, считать и художественно убедительно написанные Алексеем Солоницыным современные образы подвижников православия, данные в неразрывной связи с предшественниками, стяжавшими «духа святого» своими духовными подвигами